Архив. Борисовская центральная районная больница

Image 03

Архив

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики (психоактивные вещества).

Что такое психоактивные вещества?

Психоктивное вещество (далее – ПАВ) – любое вещество, способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме способно вызывать психическую или физическую зависимость.

Общие основные признаки употребления ПАВ у подростков:

- снижение интереса к учебе, обычным увлечениям;

- отчужденность, скрытность и лживость;

- эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия;

- компания подростка, зачастую состоит из лиц более старшего возраста и некоторые из них имеют опыт употребления ПАВ;

- эпизодическое наличие крупных или небольших сумм денег непонятного происхождения;

- изменение аппетита. Периодически тошнота, рвота;

- сужение или расширение зрачков, состояние оглушенности, заторможенности;

- подросток периодически исчезает из дома;

- на вопросы родителей о том, годе бывает, чем занимается, с кем проводит время, отделывается бессмысленными отговорками;

- лжет по любому поводу;

- за короткий период времени полностью сменился круг друзей;

- количество телефонных разговоров у подростка резко увеличилось;

- не проявляет интереса к семейным делам и проблемам.

Основные причины употребления ПАВ:

1. Уход от скуки, поиск ярких впечатлений, заполнение жизни чувственными переживаниями, любопытство;

2. Получение возможности установления контактов с членами значимой группы, неумение сказать «нет», желание быть похожим на "крутого парня", на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей;

3. Желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей: "Делай так, будь хорошим". Это может быть и способом привлечения внимания;

4. Безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате - эксперименты от скуки;

5. Решение проблемы плохого, неустойчивого настроения, уход от дипрессии.

Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие заболевания.

Приобщение подростка к употреблению психоактивных веществ проходит, как правило, через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного, добровольного отказа ребенка от наркотика или токсиканта, в процессе развития зависимости, ожидать не приходится, кроме, иногда, этапа первых проб.

1. Первые пробы. Они возможны “во дворе” или даже в учебном заведении из любопытства, стремления “стать как все”, при определенном стечении обстоятельств.

2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных средств ребенок не испытывает.

3. Психическая зависимость. Появление потребности принимать психоактивное вещество, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения.

4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному - во что бы то ни стало - введению в организм психоактивного вещества. Может выступать как крайнее проявление зависимости.

5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотика (токсиканта) в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности и агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки).

6. Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается все менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику и в результате необходимая доза возрастает в 10-100 раз, по сравнению с первоначально вводимой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие препарата на организм.

Последствия зависимости от ПАВ.

Социальные последствия употребления ПАВ:

- Нарушение социального развития и функционирования – способности

общаться с другими без психоактивного вещества, налаживать дружеские связи,

любить, понимать других, учиться, накапливать здоровый жизненный опыт,

решать повседневные проблемы, делать успехи, преодолевать трудности.

- Другие последствия – конфликты в семье, в школе, прогулы, финансовые трудности, нарушение закона, необходимость постоянно лгать себе и другим людям, одиночество.

Психические последствия употребления ПАВ:

- Проблемы с организацией собственной деятельности;

- Нарушение внимания, памяти, умения думать, понимать, воспринимать новую информацию;

- Эмоциональные нарушения – раздражительность, легкая возбудимость, склонность к сниженному настроению, агрессивность, злость, падение активности;

- Нарушения мышления – подозрительность, изменение темпа и функций мышления, галлюцинации, чувство безнадежности, мысли о самоубийстве, действия, направленные на самоповреждение, попытки самоубийства, совершенные самоубийства.

Другие медицинские последствия употребления ПАВ:

- Изменяется внешний вид (вялая мимика, бессмысленный взгляд, монотонная речь, бледность, расслаивание ногтей, выпадение волос, похудание).

- Поражаются внутренние органы – нервная система, пищеварительная система, имунная система, печень, сердце, дыхательная система (хроническое воспаление, снижение обоняния, его потеря), репродуктивные органы.

- ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ СМЕРТЬ!

Задумайтесь:

1. Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела;

2. Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти;

3. Ограничиваемый в своей активности, ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.


Врач психиатр-нарколог ПНД Борисовской ЦРБ Шестерин С.С.